Тематический план

  • Таганрогская картинная галерея

    ТАГАНРОГСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

    Данная страница воспроизводит картины русских художников XIX — начала XX века и советских мастеров из собрания Таганрогской картинной галереи.

    Выдающийся мастер исторической живописи В. И. Суриков (1848—1916) представлен этюдом «Царевна» к одному из своих последних больших полотен «Посещение царевной женского монастыря», находящемуся в Государственной Третьяковской галерее. Ярко и убедительно передан художником неповторимый колорит московской Руси. В образе юной круглолицей девушки, одетой в русский национальный костюм, Суриков воплотил свое представление о красоте и стати русских женщин.

    СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916), русский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Меншиков в Березове», 1883; «Боярыня Морозова», 1887; «Покорение Сибири Ермаком», 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. Портреты, акварели.

    Для творчества В. М. Васнецова (1848—1926) характерно произведение «Сирин и Алконост» с его поэтическим истолкованием сказочно-былинного эпоса. Две прекрасные птицы (одна — райских песнопений, другая — плакальщица) — на древе жизни символизируют жизнь Яркие и насыщенные краски, сложная цветовая гамма от багрово-красных до светлых розовых тонов говорят о высоком мастерстве художника.

    ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926), русский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Аленушка», 1881, «Богатыри», 1881-98). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96).

    На рубеже двух столетий художественная жизнь России отличалась сложностью и противоречивостью. В это время продолжало еще свою деятельность Товарищество передвижных художественных выставок, но возникали и новые художественные течения.

    А. Е. Архипов (1862—1930) работал в лучших традициях жанровой живописи передвижников. В галерее хранится одно из его ранних произведений «Ратник». С большим знанием Архипов изображает оснащение русского воина — шлем, кольчугу, саблю, щит. Картина решена в изысканной серовато-голубоватой гамме.

    В конце XIX — начале XX века в русском искусстве появляются молодые талантливые художники, различные по своим творческим устремлениям. Одним из интереснейших русских живописцев этого периода был К. А. Коровин (1861 —1939). В «Натюрморте», написанном на даче художника в Гурзуфе, особенно ясно ощущается мастерство Коровина - его приверженность к чистому цвету; колорит картины вобрал в себя все южные краски. Не теряя своей материальности, предметы словно приходят в движение, их контуры вибрируют в потоке солнечного света.

    КОРОВИН Константин Алексеевич (1861-1939), русский живописец. Брат С. А. Коровина. Тонкий мастер пленэрной живописи. Эмоциональные пейзажи («Зимой», 1894) и жанровые картины («У балкона», 1888-89). Под влиянием импрессионизма выработал свободную декоративную манеру. Красочные зрелищные театральные декорации. С 1923 за границей.

    Б. Д. Григорьев (1886—1936), прекрасный рисовальщик, представлен пастелью «Парижское кафе». Две незнакомки, посетительницы ночных парижских кафе, таинственно смотрят из-под вуалей. Точный, нервный рисунок, напряженность цвета, гротескное изображение фигур говорят о близости художника к современным ему художественным течениям.

    ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич (1886-1939), русский художник. В 1919 эмигрировал из России, жил в основном во Франции. В его живописи и графике, где черты стиля модерн достигают острого гротеска, доминирует изысканная, гибкая линия. Лучшие произведения Григорьева обычно составляют большие циклы («Расея», 1910-е гг.), полные драматического лиризма. Работал также как портретист, создав образы В. В. Хлебникова, С. В. Рахманинова и др.

    Сложно и порой противоречиво искусство М. В. Нестерова (1862—1942). Тонкое, поэтичное восприятие русской старины, ощущение глубинных связей с народом и его культурой сказалось в выборе художником сюжетов. Этюд «Голова монахини» выполнен для картины «Душа народа» 1916 года. Нестеров создает свой тип женской красоты. Глубоко одухотворенное лицо с тонкими правильными чертами прекрасно своей внутренней гармонией и благородством.

    НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич [19 (31) мая 1862, Уфа — 18 октября 1942, Москва], русский живописец, заслуженный деятель искусств России (1942). Государственная премия СССР (1941). Выдающийся представитель русского символизма и модерна, ведущий мастер религиозной живописи «серебряного века», сумевший органически продолжить характерные линии своего стиля и в советский период. Создал поэтичные религиозные образы, связанные с этическими исканиями 1880-1910-х годов. («Видение отроку Варфоломею», 1889-1890, «На Руси», 1916); писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей отечественной культуры.

    Особое место в творчестве Б. М. Кустодиева (1878—1927), автора многочисленных жанровых произведений с яркими народными типами, занимает портрет. В портрете В. А. Кастальского изображен близкий художнику человек, его дядя, часто служивший моделью для жанровых композиций. Это портрет человека интеллигентного, умного, талантливого. Картина исполнена с большим живописным мастерством.

    КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927), российский живописец. Красочные сцены крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (серия «Ярмарки»). Мастер портрета («Ф. И. Шаляпин», 1922), иллюстратор, театральный художник.

    Произведения советских художников, включенные в комплект, знакомят как с творчеством мастеров старшего поколения, так и наших современников.

    Полон романтической взволнованности пейзаж И. Э. Грабаря (1871 — 1960) «Въезд в усадьбу» . Художника привлекла передача яркого солнечного освещения, создающего определенное настроение; он смело сопоставляет лазурь неба и интенсивный цвет зелени.

    ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960), российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. Д. Зелинский», 1932). Руководитель издания первой научной «Истории русского искусства» (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941).

    Ю. П. Кугач (род. 1917) влюблен в русскую деревню. Почти все время он проводит в родном Малом Городке Калининской области, изображая сельскую жизнь в самых будничных ее проявлениях. Красоту природы передает художник в картине «Морозное утро», запечатлев свой любимый мотив — кудрявую березу, покрытую инеем, огромные снежные сугробы суровой русской зимы.

    КУГАЧ Юрий Петрович (р. 1917), российский живописец, народный художник СССР (1977), действительный член АХ (1975). Картины из жизни современной русской деревни («В субботу», 1964). Государственная премия СССР (1950).

    «Натюрморт с рябиной» В. Ф. Стожарова (1926—1973) по обыкновению очень прост: на фоне бревенчатой стены крестьянского дома изображены деревянный ковш, туеса, гроздь спелых ягод. Но за этими предметами, с большой тщательностью выписанными художником, чувствуется глубокая любовь ко всему русскому, народному.

    СТОЖАРОВ Владимир Федорович (1926-74), российский художник. Работал в манере, близкой по духу искусству «Союза русских художников», стал одним из самых авторитетных художников-традиционалистов. Писал живописные пейзажи русского Севера, старинных провинциальных городов, деревенские натюрморты, составленные из предметов крестьянского быта.

    Лучшие традиции русской пейзажной школы продолжает Н. М. Ромадин (род. 1903). автор пейзажа «Следы волка». Этого старейшего советского художника-пейзажиста по праву можно назвать певцом родной природы, ее нетронутых лесов. Бережное, чуткое постижение жизни природы открывает нам в Ромадине большого лирика.

    РОМАДИН Николай Михайлович (1903-87), российский живописец, народный художник СССР (1971), действительный член АХ СССР (1967). Лирические пейзажи — проникновенные образы русской природы (серия «Волга — русская река», 1944-45; «Берендеев лес», 1963). Ленинская премия (1980). Государственная премия СССР (1946).

    «Маки Бюракана» О. М. Зардаряна (род. 1918) покоряют декоративностью красок, радостным приподнятым настроением.

    ЗАРДАРЯН Оганес Мкртичевич (р. 1918), армянский живописец, народный художник Армении (1963), действительный член АХ СССР (1988). Исторические полотна [«Владимир Ильич Ленин» («Канун революции»), 1952], картины, посвященные теме труда («Победа строителей Севангэс», 1947), красочные декоративные пейзажи («Весна», 1956).